Тел.: +7 (495) 409-17-51, +7 (812) 408-17-51 Написать в чат info@7docs.ru

Пошаговая инструкция
как открыть ИП в 2021 г.

Для получения статуса ИП физлицу нужно пройти регистрацию в установленном законе порядке. Федеральная налоговая служба регистрирует предпринимателей и вносит соответствующие данные в единый государственный реестр ИП. Именно этот орган государственной власти выдает заявителю на руки документы о получении данного статуса.

Чтобы быть зарегистрированным в качестве ИП важно будет сдать определенный пакет документов и выбрать их правильный способ подачи. При наличии ошибок налоговый инспектор все равно примет документы, однако в конце выдаст отказ в совершении регистрационных действий. Согласно закону не предусмотрено приостановление регистрации при возникновении неточностей, дополнительные данные сотрудник ИФНС запрашивать не будет.

Вся регистрация в качестве предпринимателя условно занимает три стадии:

  1. Сбор документов.
  2. Подача документов в ИФНС.
  3. Получение документов о новом статусе.

Обратите внимание!

После регистрации заявителю будет отправлен или лист регистрации либо отказ. Все документы в настоящее время приходят только в электронном виде. Такое требование действует на территории РФ уже почти три года. Бумажный вариант получить стало возможным только после составления соответствующего заявления.

Первая стадия: собираем документы для сдачи в налоговую службу

Для получения статуса предпринимателя необходимо собрать и сдать в ИНФС определенный пакет документов. К ним относят:

  • Заявление установленной формы о госрегистрации формы-Р21001.

    Данный бланк утвержден на уровне приказа Федеральной налоговой службы.

    Необходимо ли идти в нотариальную контору для удостоверения подписи? Ответ будет зависеть от того какой способ сдачи подготовленных документов избрал сам будущий предприниматель.

    Подпись нет необходимости удостоверять нотариально при следующих обстоятельствах:

    • Заявление подается лично при непосредственном посещении налоговой службы. Сотрудник ИФНС проверяет оригинал паспорт/другой документ об удостоверении личности заявителя.
    • Документы подаются через Многофункциональный центр. Работнику такого центра также представляется паспорт.
    • Документы направляются с использованием электронного документооборота при использовании квалифицированной ЭЦП. Такое условие прямо содержится в Федеральном законе о госрегистрации юрлиц.

    В остальных вариантах подачи заявления нужно в обязательном порядке завизировать подпись нотариально.

    В листе А соответствующего бланка предприниматель должен выбрать коды видов экономической деятельности. ОКВЭД согласно закону прописывается в определенной комбинации цифр. Для определения нужного ОКВЭД используется специализированный классификатор (разработанный государством особый справочник).

    В первую очередь нужно определиться с основным ОКВЭД и выбрать пару дополнительных. При выборе большого количества видов экономической деятельности, и как следствие отсутствия свободного места на бланке, можно взять еще один лист регистрации.

    Все ОКВЭД состоят не менее чем из четырех цифр.

  • Платежная квитанция об оплате государственной пошлины в размере восьмисот рублей при сдаче пакета документов в бумажном варианте.

    При использовании электронного документооборота законодательно заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

  • Копия основного документа, удостоверяющего личность заявителя.

    Обратите внимание!

    При отсутствии в паспорте точной информации о регистрации заявителя по месту жительства, в обязательном порядке нужно представить дополнительные данные.

    Часто может возникнуть ситуация, что в паспорте просто нет необходимой информации о регистрации или месте нахождения будущего предпринимателя. Налоговому инспектору нужны конкретные данные: номер дома, квартиры, улицы и населенного пункта проживания.

    При возникновении такой ситуации заявителем предоставляется вместе с основным документом, удостоверяющим личность, дополнительно справку о регистрацию по месту жительства. При отсутствии данного документа налоговая служба выдаст отказ в совершении регистрационных действий.

    Необходимо ли идти в нотариальную контору для заверения копии паспорт? Опять же все будет зависеть от выбора способа подачи документов в ИФНС. При непосредственном обращении в службу паспорт показывается инспектору, который сверяет ее с личностью заявителя. В иных случаях в обязательном порядке придется заверить копию паспорта в нотариальном порядке. Такое положение содержится в Федеральном законе о госрегистрации

Разберемся с конкретными примерами на практике

Вопрос: иностранный гражданин принимает решение получить статус ИП на территории Российской Федерации. Какие документы ему нужно предоставить в налоговый орган?

Ответ: В таком случае у иностранного гражданина возникает обязанность представить следующие документы:

  • Копию документа, удостоверяющего личность, зарубежной страны. Он должен признаваться на территории РФ в соответствии с заключенными между государствами международными соглашениями.
  • Копию документа, дающего право иностранному гражданину на законных основаниях находиться на территории нашей страны. Это, как правило, вид на жительство.

Вопрос: Физлицо без гражданства хочет получить статус предпринимателя. Что ему нужно предоставить в налоговый орган для прохождения необходимых регистрационных процедур?

Ответ: Для получения соответствующего статуса данному гражданину нужно будет предоставить копию документа, который будет удостоверять его личность на территории Российской Федерации. К таким документам действующее миграционное законодательство относит: вид на жительство/разрешение на проживание и иные документы, дающие право на законных основаниях лицу без гражданства находиться на территории РФ в соответствии с международными договорами. Такое положение содержится в соответствующем законе, регулирующем правоотношения в области миграционного законодательства.

Дополнительно в таком случае заявителю придется представить копию документа о временном нахождении на территории России. Как правило, это вид на жительство или иной документ.

При наличии документа, который удостоверяет личность физлица без гражданства, именно там ставится отметка об оформлении. Заявителю нужно только будет предоставить налоговому инспектору копию такого документа вкупе с представлением оригинала на обозрение.

Вопрос: может ли лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, получить статус ИП?

Ответ: да, но при соблюдении определенных требований. К ним можно отнести:

  • лицо должно вступить в законный брак в соответствии с Семейным кодексом РФ;
  • лицо по решению суда объявлено в полном объеме дееспособным;
  • несовершеннолетний получает согласие на получение статуса ИП.

Во всех вышеуказанных вариантах на регистрационную процедуру заявитель должен представить определенный документ.

Заключение брака

При вступлении в законный брак лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, становится полностью дееспособным. Отсюда он имеет право и получить статус ИП и заниматься бизнесом в установленном законе порядке.

Такое лицо может вступить в брак при единовременном выполнении ряда требований семейного законодательства:

  • гражданин достиг шестнадцатилетнего возраста;
  • присутствуют уважительные причины заключения брачного союза;
  • гражданин подал заявление о необходимости вступления в брак в орган государственной власти;
  • орган государственной власти дал свое согласие в установленном законом порядке.

Законы субъектов РФ могут разрешать заключать брачный союз в отдельных случаях и возрасте до шестнадцати лет. Однако получить статус ИП можно будет все равно не ранее четырнадцатилетнего возраста.

Объявление в полном объеме дееспособным/эмансипация

Если гражданин достиг шестнадцатилетнего возраста и исполняет трудовые обязанности по трудовому договору, то его могут признать в полном объеме дееспособным.

Получение разрешения на получение статуса ИП

Получить данное согласие можно от законных представителей гражданина (родители/усыновители).

Однако получить такое разрешение возможно только при достижении четырнадцатилетнего возраста.

Вопрос: лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, подает в налоговый орган документы о получении статуса ИП. Какие документы ему нужно представить налоговому инспектору во избежание получения отказа в совершении регистрационных действий?

Ответ: такому гражданину в обязательном порядке нужно сдать определенные документы.

Если лицо не достигло восемнадцатилетнего возраста, то он представляет:

  • согласие законных представителей на осуществление предпринимательской деятельности, оно в обязательном порядке должно быть заверено в нотариальном порядке.
  • копия документа о вступлении в законный брак;
  • копия разрешения органов государственной власти (как правило, органы опеки), копия судебного акта о признании лица в полном объеме дееспособным.

С такими требованиями можно ознакомиться в соответствующем законе о госрегистрации юрлиц.

Специалисты рекомендуют

При намерении будущего бизнесмена применять упрощенную систему налогообложения, ему будет лучше вместе с документами на регистрации своего нового статуса сдать еще и уведомление о выборе данной системы налогообложения.

Если такие действия не совершать, то у предпримателя будет еще один месяц с момента регистрации ИП в едином государственном реестре. Такое требование закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Вторая стадия: сдаем пакет документов в налоговую службу

Для регистрации в качестве ИП заявителю необходимо обратиться вместе с подготовленным пакетом документов в налоговый орган по месту своей регистрации/жительства. Однако в некоторых регионах вопросами регистрации индивидуальных предпринимателей и юрлиц занимается специализированная и отдельно выделенная налоговая служба.

Заявитель имеет право выбора в способе отправки документов на совершение регистрационных действий.

  • Непосредственное обращение с заявлением и приложенными документами в налоговую инспекцию. Сдать можно как лично, так и отправив в налоговый орган представителя с надлежаще оформленными полномочиями. Прикладываем в обязательном порядке нотариально заверенную доверенность и ее копию.
  • Заявитель имеет право сдать документы через многофункциональный центр оказания государственных услуг. Порядок такой же, как указан выше: сдать возможно как лично, так и отправив в налоговый орган представителя с надлежаще оформленными полномочиями, в обязательном порядке не забываем про нотариально заверенную доверенность и ее копию.
  • Обращение в нотариальную контору. Нотариус имеет полномочия по закону удостоверить все документы своей электронной цифровой подписью и отправить их на регистрацию в налоговый орган. К плюсам можно отнести тот факт, что посещать налоговую службу не придется. Стоит обратить внимание на тот факт, что не все нотариусы будут заниматься такими действиями. Перед походом в контору лучше заранее созвониться и узнать все подробности.
  • Воспользоваться услугами почтовой связи. Документы отправляются ценным письмом с обязательной описью вложения. Это делается во избежание утери сотрудниками налоговой службы представленных заявителем документов. Если учитывать время доставки корреспонденции, то весь процесс совершения регистрационных действий займет около тридцати дней.
  • Отправить документы через интернет. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя стало можно и при помощи настроек на портале Федеральной налоговой службы и на сайте оказания государственных и муниципальных услуг. Для выполнения подобных действий понадобится электронная цифровая подпись.

Третья стадия: получаем готовые документы из налоговой службы

Налоговый инспектор после получения все документов в течение трехдневного срока может как зарегистрировать гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, так и при наличии законных оснований отказать в совершении регистрационных действий.

Вопрос: в каких случаях инспектор выдает отказ в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

  • Гражданин представил неполный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством. Также это основание применимо, когда бланк на регистрацию составлен с ошибками. В таком случае такое заявление признается сотрудниками ИФНС не сданным.
  • Лицо обратилось в ФНС не по месту своего жительства/регистрации.
  • Заявитель не удостоверил в нотариальном порядке документы в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  • Бланк заявления подписано лицом на то не уполномоченным.
  • Сотрудник налоговой службы запрашивает из полиции паспортные данные заявителя. При несоответствии их с представленными данными, инспектор также выдает отказ в регистрации ИП.
  • До момент внесения соответствующей информации в единый государственный реестр работник ИФНС получил решение судебного органа/судебного пристав исполнителя о запрете на получения заявителем статуса ИП.
  • Гражданин уже имеет действующий статус предпринимателя.
  • При признании лица банкротом, последний год после решения Арбитражного суда не может становиться предпринимателем, так как в отношении него действует такой запрет в соответствии с нормами действующего законодательства.
  • Не истек годовой срок после утраты гражданином статуса ИП в принудительном порядке.
  • Не кончился срок запрета осуществлять деятельность в качестве ИП.
  • Заявитель также получает отказ в регистрации статуса ИП при желании вести определенную деятельность, осуществление которой запрещается при налиии непогашенной судимости.

Весь пакет документов хранится в архиве Федеральной налоговой службы и при любом ее решении заявителю назад не выдается. Государственная пошлина при отказе в совершении регистрационных действий также не выдается.

После окончания трехдневного срока регистрации налоговый инспектор отправляет документы ИП.

НАЧАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС

Получите доступ ко всем функциям бесплатно

Back to Top