Для создания и проведения государственной регистрации акционерного общества необходимо подготовить пакет документов:
Кроме перечисленных документов, в пакет рекомендуем приложить документ, подтверждающий местонахождение организации. Это может быть договор аренды или другой документ.
Подача заявления и сопутствующих документов осуществляется в регистрирующий орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц в населенном пункте, в котором расположен адрес, где будет находиться акционерное общество. Такие требования указаны в п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Решение о регистрации акционерного общества принимает ФНС России. Налоговым службам предоставляется три дня для принятия решения. Затем документы передаются в регистрирующий орган. В некоторых случаях право принятия решения о государственной регистрации передается другому органу. Например, если необходима регистрация кредитной организации, то это решает Банк России (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 13 и п.1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и ИП).
Если регистрация акционерного общества осуществляется органами ФНС, то сведения о подаче документов можно получить на электронном сервисе «Прозрачный бизнес». При необходимости посетители сервиса могут оформить подписку на получение сведений на электронную почту.
Если планируется создание акционерного общества, то необходимо размещение акций, которые являются уставным капиталом общества. Перед началом процедуры и внесения сведений об АО в ЕГРЮЛ следует провести собрание и утвердить решение, которое подтверждает выпуск акций. Дополнительно необходимо выполнить мероприятия по регистрации выпуска в Банке России или воспользоваться услугами регистратора. Размещение выпущенных акций возможно только после того, как будет проведена регистрация акционерного общества.
Подача документов может быть реализована на бумаге и направлена в налоговом органе или можно воспользоваться интернетом и отправить документацию через сайт Банка России или воспользоваться услугами регистратора.
Уставной капитал организации подтверждается номинальной стоимостью акций компании. В соответствии с п.1 ст. 25 Закона об ООО, все акции распределяются между участниками общества. Для проведения дальнейшей эмиссии необходимо выполнить следующие действия:
Размещение акций организации может происходить только после регистрации общества и получения соответствующего документа. Подтверждением также может являться внесение сведений в ЕГРЮЛ. Такие требования обусловлены п. 6 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг и пунктом 24.5 Положения о стандартах эмиссии.
Перед проведением мероприятий по размещению акций следует рассмотреть, принять и утвердить правила по их размещению. Подобные требования должны присутствовать в документе, который подтверждает возможность создания АО.
В данном случае ситуация зависит от количества учредителей. В зависимости от их количества можно отталкиваться от пункта 2 ст. 24, п. 1 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг или п. п. 6.2 статьи 24.3 Положения о стандартах эмиссии:
Подробные условия размещения акций представлены в п. 1 ст. 24 закона о рынке ценных бумаг. Среди значимых требований можно выделить следующее:
При оформлении решения о создании АО должна присутствовать информация об утверждении решения о выпуске акций, и представлены данные о лице, которое имеет право подписать документ. Дополнительно должна быть указана информация о регистраторе и указаны основные положения заключенного соглашения. Договор с регистратором может быть заключен всеми участниками или лицом, которому предоставлено право выступать от имени всех учредителей. В ходе принятия решения по договору о выпуске акций следует указать, кто будет ответственным за регистрацию. Ответственным лицом может выступать организация или регистратор
Если за регистрацией будет отвечать регистратор, то потребуется оформление договора. В документе должна присутствовать информация о возможности руководителя регистратора выступать от имени организации без доверенности и указано, что он может быть заявителем при подаче документов для государственной регистрации АО.
До подтверждения государственной регистрации, все учредители солидарно отвечают по обязательствам, которые присутствуют в договоре с регистратором. После проведения всех мероприятий по регистрации и подтверждении статуса организации, стороной договора признается АО.
Перед оформлением решения о выпуске ценных бумаг следует ознакомиться с Приложением No 9 к Положению о стандартах эмиссии. В документе присутствует утвержденная форма и требования, необходимые для указания в решении.
Согласно действующим законодательным актам, в решении присутствуют следующие сведения:
Решение принимается и утверждается на общем собрании учредителей. Если учредителем выступает один человек, достаточно его решения. Документ подписывает лицо, которое обозначено в договоре о создании АО. Подтверждением полномочий подписания документа может быть отображено в решении об учреждении общества.
Для подтверждения выпуска акций, планируемый к размещению, необходимо провести мероприятия по регистрации в Банке России или регистратора. Основанием регистрации у регистратора является заключенный договор между организацией и регистратором.
Следует учитывать, что регистрация выпуска акций проводится до начала мероприятий по регистрации организации в качестве АО. Стоит также учитывать, что решение о регистрации выпуска акций вступит в силу только после той даты, когда в ЕГРЮЛ будет внесена информация, что организации присвоен статус акционерного общества. Если в течение года, после принятия решения о выпуске акций, общество не зарегистрировало себя как АО, ранее принятое решение аннулируется. Ответственный за выпуск акций обязан в течение десяти дней после завершения указанного периода (один год с момента принятия решения о выпуске акций) аннулировать решение.
При проведении мероприятий по регистрации следует помнить, что в соответствии с действующими законодательными актами нельзя совмещать выпуск (обыкновенных и привилегированных) акций, которые размещаются при организации АО, и проводить мероприятия по выпуску ценных бумаг, размещающихся любым другим способом.
Заявителем на регистрацию выпуска акций выступает лицо, обозначенное в договоре о создании АО. Информация о уполномоченном лице может присутствовать в решении по учреждению общества. В качестве ответственного лица может выступать кто-то из участников общества или все полномочия могут быть переданы представителю регистратора, выполняющего все необходимые действия согласно заключённому договора.
При оформлении заявления необходимо помнить, что оно составляется на основании формы, которая представлена в Приложении 7 к Положению о стандартах эмиссии. В заполненном заявлении должна присутствовать информация об эмитенте, размере уставного капитала, учредителях, сведения о лице, который будет ответственный за учет акций, их количество и способы размещения, каким способом будут получены документы из Банка России.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
Государственная пошлина составляет тридцать пять тысяч рублей. Подтверждением уплаты пошлины могут служить следующие документы:
При возникновении ситуации, когда представленные документы ранее рассматривались, необходимо указать информацию об это факте. Если были выявлены несоответствия, то необходимо представить документ об их исправлении.
Следует учитывать, на базе какого имущества происходит организация акционерного общества. В зависимости от ситуации может потребоваться представление дополнительных документов. Например, если организация АО происходит на базе имущества, которое находится под внешним управлением, то необходимо предоставить план внешнего управления, с подтверждением информации, что существует возможность создание эмитента.
После подачи заявления, Банк России в течение двадцати дней проводит предварительное рассматривание представленных документов и принимает решение о соответствии представленных документов действующему законодательству. После принятия решения, по указанному заявителем адресу в течение трех дней отправляется соответствующее уведомление.
Если в ходе проверки и рассмотрения были выявлены несоответствия, то в адрес заявителя направляется уведомление о необходимости исправления выявленных ошибок. Во время проверки документации Банк России имеет право начать проверку на достоверность представленных сведений. Заявителю отправляет соответствующее уведомление и срок регистрации приостанавливается. Согласно действующим законодательным актам приостановка регистрации не может превышать двадцати дней.
Регистрация должна осуществляться в соответствии с заключенным договором. В подписанном договоре должна присутствовать информация о порядке и сроках проведения регистрации. При необходимости можно обратится на сайт организации и получить точную информацию.
Для подачи можно воспользоваться следующими вариантами:
Можно отправить двумя способами:
При направлении документации в бумажном варианте необходимо учитывать существующие требования:
При подаче в электронном виде можно воспользоваться сайтом Банка России или регистратора. При необходимости можно воспользоваться личным кабинетом. При подаче в электронном виде необходимо учитывать требования и порядок их отправки, указанные в п. 2 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг и п. 22.1 Положения о стандартах эмиссии.
Принятие решения Банком России
В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг и п. п. 5.16.2, 5.16.3 Положения о стандартах эмиссии Банк России может зарегистрировать выпуск в следующие сроки:
После положительного решения, в соответствии с п. 5.24 Положения о стандартах эмиссии, Банку России предоставляет три дня на выдачу следующих документов:
После получения, в налоговый орган представляет документ, который подтверждает присвоение регистрационного номера. Передача документа осуществляет совместно с подачей пакета документов на регистрацию акционерного общества.
В некоторых случаях Банк России или регистратор, в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг и п. 5.27 Положения о стандартах эмиссии, могут отказать в регистрации. Такая ситуация может сложиться в следующих случаях:
При получении отказа согласно п. 3 ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг, заявитель имеет право обратиться в Арбитражный суд.
Следует учитывать, что акции, требующие размещения при организации акционерного общества, могут считаться размещенными только в дату регистрации акционерного общества. Их размещение в полной степени возможно только на основании договора об образовании акционерного общества или решения о создании АО.
В течение пяти дней необходимо сообщить регистратору о внесении информации о создании акционерного общества в ЕГРЮЛ. Подобное требование может быть необязательным. Если руководитель регистратора является заявителем при государственной регистрации акционерного общества в налоговом органе.
После получения подтверждения регистратор имеет право начать мероприятия по размещению. После завершения размещения, регистратор в течение тридцати дней должен представить информацию об итогах размещения в Банк России. В представленной информации должны присутствовать следующие сведения:
Для подтверждения достоверности и полноты представленной информации требуется подпись руководителя или уполномоченного лица регистратора. В случае обнаружения недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации, возникновении убытков инвестора или акционера из-за недостоверного предоставления сведений уполномоченной лицо вместе с регистратором несут субсидиарную ответственность.
Срок исковой давности, в соответствии с п. 4 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, начинает исчисляться с момента предоставления сведений в Банк России по итогам размещения.
В течение года учредители должны оплатить стоимость акций, распределенных между участниками. Исчисление срока начинается с даты государственной регистрации акционерного общества. В некоторых случаях в договоре о создании общества может быть указан другой утвержденный срок погашения стоимости. Если в предусмотренный срок акционер не оплатил стоимость, они переходят в собственность организации. По желанию учредителей в договоре о создании акционерного общества могут внесены положения о взыскании неустойки, в случае, если акционер не выполнил обязательства по оплате.
Необходимо учитывать, что в течение трех месяцев после государственной регистрации должно быть оплачено не менее 50% от общего количества, распределенных между учредителями. Если учредитель, не оплатил акцию, то он не имеет права голоса. После полной оплаты участнику возвращается право голоса. Необходимо учитывать, что в уставе могут быть прописаны иные требования по оплате и праве голоса.
Оставьте заявку - наши юристы ответят на вопросы и, при необходимости, возьмут решение на себя.