Для расширения деятельности организации, многие компании принимают решение об открытии обособленного подразделения. Но иногда возникают ситуации, когда дальнейшая деятельность открытого подразделения экономически невыгодна и руководство принимает решение о его ликвидации. Сегодня речь пойдет о том, как правильно подготовиться к закрытию и какие документы потребуются для ликвидации ОП.

Что такое обособленное подразделение

Отдельное подразделение признается обособленным, если оно располагается за пределами основного адреса компании, осуществляет деятельность более одного месяца и в нем работает минимум один человек. Несмотря на то, что ОП не считается самостоятельным юридическим лицом, сведения о его существовании вносятся в ЕГРЮЛ. Ранее существовало требование об указании подобной информации об ОП в уставе. По этой причине при его открытии или ликвидации приходилось принимать новый вариант устава.

Подразделение выполняет задачи по представлению компании в другом месте и обязана осуществлять деятельность в ее интересах. Руководство подразделения назначается основной компании и ОП предоставляется необходимое имущество.

Для ликвидации подразделения необходимо подготовить пакет документов, провести увольнение работников, внести изменения в документы и провести их регистрацию.

Как принимается решение о закрытии

Если в силу сложившихся обстоятельств требуется закрыть обособленное подразделение, то в головной компании должны принять соответствующее решение на общем собрании. В действующем законодательстве нет обязательного требования, что для закрытия ОП требуется решение собрания. Но помните, что открытие подразделение происходит только по решению общего собрания, то, соответственно, для его ликвидации лучше принять соответствующее решение на собрании.

При принятии решения о создании обособленного подразделения за его открытие должно проголосовать не менее 2/3 участников. В случае рассмотрения вопроса о его ликвидации в законе не указано количество и поэтому можно принять решение большинством голосов.

После проведенного собрания и принятия решения необходимо оформить приказ или распоряжение о закрытии подразделения. В документе должна присутствовать следующая информация:

  1. С какой даты подразделение прекращает деятельность;
  2. Указан список ответственных лиц;
  3. Распределение обязанностей между лицами, ответственными за закрытие.

Как правильно уведомить и уволить работников при закрытии подразделения

Перед тем, как уволить работников, в соответствии с требованиями законодательства, работодатель за два месяца до даты увольнения должен уведомить об этом работников. Если руководство организации приняло решение о ликвидации ОП, то стоит учитывать сроки уведомления. Но при этом стоит учитывать, что при ликвидации подразделения не требуется обязательное увольнение персонала. Работников можно перевести на другое место работы.

Для всех сотрудников необходимо подготовить уведомление. Для каждого сотрудника подготавливается отдельный лист, где он ставить подпись, и удостоверяет, что ознакомился с документом.

В 2022 году закрыть ОП невозможно без предварительного увольнения или перевода работников. Увольнение персонала возможно только при условии отсутствия вакансий в других местах.

Если ОП находиться в пределах одного населенного пункта с основным офисом, то при расторжении договора в качестве обоснования увольнения указывается сокращение (п. 2 ч. 1 ст. 81).

Если в населенном пункте, в котором располагалось ОП, отсутствуют другие подразделения, то указывается п. 1 ч. 1 ст. 81 (ликвидация подразделения).

Что касается остального, то особых требований нет, и процедура увольнения реализуется по обычной схеме. Для завершения сотрудничества, работнику, не позднее даты увольнения, выдается зарплата и другие выплаты в полном объеме, передаются документы. Если в отношении сотрудника происходит сокращение, то работодатель должен обеспечить человека гарантиями.

Предоставление информации о закрытии в налоговую инспекцию

Согласно действующему законодательству, организация в течение трех дней после прекращения деятельности ОП обязана сообщить в налоговую об этом. Обращение осуществляется по месту расположения главного офиса организации. Для подачи сообщения необходимо использовать форму С-09-3-2.

На первой странице заявления необходимо указать следующую информацию:

  1. Основные коды организации (ИНН, КПП, ОГРН);
  2. Код ИФНС по месту расположения организации;
  3. Название организации;
  4. Количество ОП.

На второй странице указывается следующее:

  1. Признак ОП;
  2. КПП;
  3. Наименование подразделения (если оно было);
  4. Дата решения.

Изменения в уставе

Внесение изменений может потребоваться, если в нем прописана информация об ОП. Если подобная информация в уставе отсутствует, то вносить изменения не требуется.

Для внесения изменений в устав следует оформить бланк Р13014. Дополнительно необходимо подготовить два экземпляра новой редакции устава и оплатить государственную пошлину в размере восьмисот рублей. Подготовленный пакет документации подается по месту регистрации общества.

Как происходит снятие с учета

В отношении филиала или представительства действуют следующие правила. Снятие с учета по месту расположения осуществляется после поступление в ЕГРЮЛ соответствующей информации.

В отношении ОП сроки отличаются. Снятие с учета осуществляется в течение десяти дней, после получения информации в ИФНС информации, что ОП ликвидировано.

Мы представили основные требования и положения по ликвидации обособленного подразделения. Само процедура ликвидации не вызывает сложностей и может быть реализована самостоятельно. Единственный момент – это растягивание процедуры по времени из-за необходимости за два месяца до увольнения, уведомить работников. Ликвидация ОП процедура простая и не требует больших затрат.