При оформлении трудовых взаимоотношений с иностранцем, работодатель обязан учитывать, с какой целью он прибыл в страну. Дополнительно работодатель должен соблюдать условия, когда иностранец обязан покинуть пределы нашего государства. При заключении договора следует учитывать, что российским законодательством запрещено принимать на работу иностранцев, которым не исполнилось восемнадцать лет.

В зависимости от гражданства определяются особые правила. Например, граждане, входящих в Евразийский экономический союз при трудоустройстве имеют преимущества. При приеме, они не обязаны предоставлять подтверждающие разрешения на работу. Трудоустройство таких граждан оформляется на общих условиях, применяемых к российским гражданам.

Такие же требования распространяются на другие категории. Трудоустройство иностранцев происходит по общим правилам, если они попадают под следующие категории:

  1. Иностранцы, проживающие на территории нашей страны на постоянной или временной основе;
  2. Если иностранец получил статус беженца;
  3. Граждане, получившие право на временное убежище в РФ.
  4. Если являются гражданами Евразийского экономического союза, и прошедшие соответствующую регистрацию.

Для получения разрешения иностранец должен показать знание русского языка, и знать основы исторического развития страны и понимать основы действующих законодательных актов.

Для подтверждения ранее полученных знаний или прохождения соответствующих курсов иностранец может предъявить:

  1. Документ, подтверждающий получение образования, соответствующий общим параметрам образования и выданный на территории, входившей в состав Советского Союза. Документ должен быть датирован не позже 1 сентября 1991 года;
  2. Документ, подтверждающий прохождение аттестации в России, выданный после 1 сентября 1991 года;
  3. Сертификат, подтверждающие владение русским языком, знание истории и действующих законодательных актов. Сертификата действителен в течение пяти лет.

Сертификат не требуется при следующих ситуациях:

  1. Если претендент является высококвалифицированным сотрудником. Требование не применяются к журналистам или работникам, занятых в печатном производстве, если выпуск печатной продукции осуществляется на другом языке;
  2. Иностранцам, если они проходят очное обучение в образовательных учреждениях или обучаются по образовательным программам с государственной аккредитацией. Иностранцы могут совмещать обучение и работу.

Как оформляется разрешения на временное проживание или вид на жительство

Для получения соответствующего разрешения гражданин должен соответствовать определенным критериям. Среди наиболее значимых критериев следует выделить следующие аспекты:

  1. Гражданин является недееспособным или существуют ограничения;
  2. Не достиг совершеннолетия;
  3. Мужчины, чей возраст превышает шестьдесят пять лет;
  4. Женщины, если им более шестидесяти лет;
  5. Категории лиц, которые попадают под действующую программу по добровольному переселению, а также члены семьи, если они пересекли границу вместе с ним;
  6. Специалисты высокой квалификации, а также члены их семьи, если они пожелали получить соответствующее разрешение;
  7. Граждане, если они приравниваются к категории носителей русского языка, и они пожелали получить разрешение;
  8. Иностранцы, если они являются гражданами Союзного государства, которое образовалось в результате подписания договора между Россией и Республикой Беларусь.

Работодатель при проверке оформленных сотрудников и принимаемых на работу граждан обязан соблюдать правила вакцинации от кори. Такое правило распространяется на всех сотрудников. При проведении проверки необходимо учитывать сведения о том, болел ли сотрудник корью или делал ли прививки. В соответствии с Постановлением санитарного врача № 2 от 6 марта 2019 года необходимо сделать вакцинацию всех сотрудников.

Следует учитывать, что в законе отсутствуют точные нормативы по проведению вакцинации против кори. Работодатель может принять самостоятельное решение, как будет проходить процедура. Он может разделить сотрудников на группы. Например, вакцинация для работающих сотрудников, и другая группа, которая принимается на работу. В зависимости от категории, процедура вакцинации может немного отличаться.

Проведение вакцинации для работающих сотрудников

  1. Работник уведомляется о необходимости проведения вакцинации против кори. Получение информация подтверждается подписью сотрудника в соответствующем документе. При предоставлении информации, с сотрудником проводиться разъяснительная беседа о необходимости проведения процедуры;
  2. Если работник ранее делал прививку от кори, то попросите представить справку или выписку из медицинской карты с отметкой о сделанной прививке. Но при этом следует учитывать, что работодатель не вправе требовать подтверждающего документа. Это обусловлено условием, что при оформлении на работу гражданин не обязан подтверждать, что он не болеет корью или делал соответствующую прививку. Это условие присутствует в Приложении 1 Приказа Минздрава РФ No 384н от 29 июня 2015 года;
  3. Для подтверждения присутствия антител кори в крови гражданина, работодатель помет предложить проведение анализа крови. Проведение анализа не требуется, если иностранец представил справку или доказательства, что уже переболел корью;
  4. Если сотрудник отказывается или не имеет возможности представить доказательства перенесенной болезни, сделанной прививки, или отказывается от анализа крови, попросите написать документ, где он отказывается сделать анализ или прививку. Подобный документ подтвердит, что вы пытались реализовать все меры для выполнения установленных требований законодательства;
  5. Если сотрудники согласны на проведение вакцинации против кори, то потребуется заключить договор с медицинским учреждением. Выберете определенный день, когда можно будет направить работников на вакцинацию или организуйте прибытие медицинского персонала для проведения вакцинации на объект или предприятие.

Правила вакцинации при приеме

Если происходит оформление на работу, то процедура происходит с небольшими отличиями.

  1. При приеме гражданин обязан представить пакет документов. Но следует учитывать, что претендент, в соответствии со ст. 65, 327.3 ТК РФ не обязан представлять справку о сделанных профилактических прививках;
  2. При приеме на работу с гражданином необходимо провести разъяснительную беседу и объяснить необходимость вакцинации;
  3. Если гражданин делал прививку. Попросите представить соответствующий подтверждающий документ. Если нет возможности его представить, то попросите сдать анализ на наличие антител кори в крови. После получения результатов анализа. Попросите его представить;
  4. Если после анализа, в крове не будут обнаружены антитела, предложите сделать прививку в медицинском учреждении или пригласите медицинского сотрудника для проведения вакцинации;
  5. Если гражданин отказывается от проведения анализа или вакцинации, попросите написать письменный отказ с указанием личных данных и подписью.

Стоит учитывать, что если в ходе проверки будут обнаружены факты уклонения от вакцинации или выявлены нарушения, то на организацию может быть наложено административное взыскание. В соответствии со ст. 6.3 КоАП, на организацию может быть наложен штраф в размере двадцати тысяч рублей или оформлена приостановка деятельности организации сроком до девяноста суток.

Вопрос

Может ли организация проверить иностранца на наличие ограничений пребывания в стране?

Ответ

Если планируется найм иностранцев, то рекомендуем изучить вопрос наличия ограничений на въезд в страну. Иногда иностранцам может быть запрещен въезд в страну. Запрет может действовать от трех до десяти лет.

Среди наиболее распространенных вариантов можно выделить совершение правонарушений на территории РФ. Обычно это вариант используется при двух или более подтвержденных фактах. Дополнительно въезд может быть запрещен, если иностранец превысил установленный российским законодательством срок пребывания в стране. Внесение ограничений на въезд иностранца выносится на основании решения о его выдворении или депортации.

Для проверки ограничений на въезд, рекомендуем воспользоваться специальным сервисом на сайте ГУ по вопросам миграции МВД.

Вопрос

Требуется ли от работодателя осуществлять проверку подлинности документов, предъявляемых претендентом?

Ответ

Нет, организации не вменяется в обязанность проверка подлинности. В действующем законодательстве нет требований, что работодатель обязан проверять документы, предъявляемые иностранцем. Это относится как к миграционной карте и к остальным документам.

Если гражданин предъявляет поддельные документы, то вся ответственность возлагается только на него. Использование подделки является нарушением действующих законов и за их использование может быть уголовная ответственность.

Но, довольно часто встречаются ситуации, когда миграционные службы при проверке предприятии, обнаружив поддельные разрешения, принимают решение привлечь организацию к административной ответственности. Свое решение они мотивируют тем фактом, что организация приняла решение привлечь к работе иностранцев без наличия соответствующего разрешения.

При возникновении подобной ситуации рекомендуется обратиться в суд с иском. В большинстве случае судебные органы встают на сторону работодателя и указывают, что при таких условиях штрафовать организацию нельзя.

Но вместе с тем, существует полностью противоположная практика. Судебные органы могут привлечь к ответственности организацию, основываясь на требованиях Закона 115-ФЗ, где указано, что работодатель обязан проверять разрешительные документы у иностранца.

Существующая судебная практика показывает, что работодатель не обязан проверять подлинность документов, но может быть привлечен к ответственности. Для избежания неприятных ситуаций и крупных штрафов рекомендуем проверять подлинность представленных документов.

Вопрос

Как работодатель может проверить подлинность и действительность представленных иностранцем документов?

Ответ

В первую очередь для проверки представленных документов. Работодатель может обратиться на сайт ГУ по вопросам миграции МВД и воспользоваться специальным сервисом. Для получения результата на подлинность потребуется ввести номер, серию и дату документа, персональные данные, на кого выписано разрешение и дату его рождения. После проверки, сайт выдаст результаты.

Дополнительно, работодатель может обратиться в территориальный отдел миграции. Для обращения составляется письменное заявление, в котором указанны данные. Которые необходимо проверить. После проверки, сотрудники миграционной службы выдадут результат и подскажут, как следует действовать в той или иной ситуации.

Вопрос

Может ли организация заключить ученический договор с иностранцем, без наличия разрешения на работу? Как поступить, если он не состоит в штате организации?

Ответ

Да, такой вариант возможен. Разрешение требуется, если сотрудник будет выполнять трудовые обязательства. Обязательства сотрудника возникают после заключения соответствующего договора.

В данном варианте договор оформляется на обучение, хотя возможно дальнейшее трудоустройство. Но ученический договор не гарантирует обязательное возникновение трудовых отношений, которые требуют наличия разрешения.

Дополнительно подтверждение заключения ученического договора можно считать тот факт, что при оформлении на работу, организация обязана подать в миграционную службу соответствующую документацию. В необходимый список не включен ученический договор. Например, безвизовому иностранцу, после получения разрешения, предоставляется двухмесячный срок, в течение которого он должен заключить договор, устроится на работу и представить документы в миграционную службу.

Соответственно, делаем вывод, что при наличии ученического договора нет необходимости представления разрешения. Если компания заключила ученический договор, то она вправе не предоставлять информацию в миграционную службу и может начать обучение.

При этом следует учитывать, что за привлечение иностранцев к работе без соответствующих разрешений, организация может быть привлечена к ответственности. В отношении ученических договоров и обучения гражданина нет ограничений, и не влечет никакой ответственности. Этот факт подтверждает, что ученический договор не требует наличия разрешения или патента.

Но при этом следует учитывать, что в законодательстве указана категория граждан, которым не требуется получение разрешений. К данной категории относятся:

  1. Граждане, которые постоянно или временно проживают в стране;
  2. Лица, попадающие под программу, которая помогает добровольному переселению, а также члены семьи, пересекли границу вместе с ним;
  3. Сотрудники посольств и консульств иностранных стран, международных организаций. К данной категории приравниваются домашние работники, прибывшие вместе с сотрудниками;
  4. Сотрудники иностранных компаний, прибывшие в страну для проведения монтажных, пусконаладочных мероприятий, и для осуществления сервисного или гарантийного обслуживания;
  5. Журналисты, получившие аккредитацию в стране;
  6. Сотрудники юридических компаний или организаций, получившие аккредитацию в стране в соответствии с заключенными договорами;
  7. Медицинские и научные сотрудники, прибывшие для выполнения обязательств в международных учреждениях;
  8. Приглашенные сотрудники педагогической сферы для реализации профессиональной деятельности в высших образовательных учреждениях и реализации программ в научных организациях. Исключение составляют представители духовных организаций;
  9. Студенты, проходящие обучение, и работающие во время каникул;
  10. Студенты, проходящие обучение в образовательных учреждениях, и выполняющие работу в свободное время;
  11. Беженцы. Правило распространяется до момента утраты или не будет принято решение о лишении статуса;
  12. Граждане, которым представлено временное убежище.

Разрешения не требуется иностранцам, если они приглашены следующими учреждениями:

  1. Высшее учебное заведение, получившее аккредитацию;
  2. Академия наук и ее региональные отделения или филиалы;
  3. Государственный исследовательский научный цент;
  4. Научные организации с созданным советом по защите диссертаций, соответствующие российскому законодательству;

Научные и инновационные компании, присутствующие в списке, который указан в постановлении Правительства № 93 от 6 февраля 2012 года.