В соответствии с действующими законодательными актами, реализация государственного имущества осуществляется только государственным или муниципальным учреждением, за которыми данное имущество закреплено.

С одной стороны это никак не относится к закупкам, но с другой, с ним часто сталкиваются предприниматели, которые действуют согласно законам 223-ФЗ и 44-ФЗ. Собственником считается государство, а не учреждения. Из этого тезиса многие делают вывод, что купля и продажа подобного имущества невозможна.

Возникает вопрос, могут ли гос органы продать имущество и провести торги по продаже движимого имущества? Как бы ни странно звучало, но могут. В данном аспекте продажа муниципального имущества потребует получение согласия собственника, которым выступает орган по управлению имуществом.

Мы подготовили инструкцию алгоритма проведения торгов при продаже имущества, которое закреплено за госучреждениями.

Первый этап

Следует помнить, что имущество закреплено за учреждениями. Они могут управлять им или использовать по своему усмотрению. Но они не являются собственниками и не могут самостоятельно проводить торги по продаже движимого имущества или его части.

Вне зависимости от информации, которая присутствует в законодательных актах о конкретном учреждении. В любом случае оно обязано получить согласие на проведение сделки от следующих лиц:

  1. От собственника. Обычно им выступает орган по управлению имуществом;
  2. От учредителя. В обычных случаях любые действия с имуществом к категории крупных сделок. Но даже если это не так, и реализация государственного имущества не относится к этой категории, то она может затрагивать интересы и цели учреждения или предприятия.

Если проведение сделки осуществляется без получения согласия собственника, то участники могут быть привлечены к ответственности по следующим статьям:

  1. Ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями;
  2. С. 286. Превышение должностных полномочий;
  3. Ст. 293. Халатность.

Неполучение согласия учредителя также может повлечь возбуждение уголовного дела и отмену совершенных сделок.

По сути, необходимость получения согласия означает двухуровневую защиту государственного имущества, от проведения незаконных и неправомерных сделок.

Второй этап

Проведение оценки перед заключением договора не считается обязательным. Но это не относится к тем случаям, когда объектом сделки является имущество принадлежащее государству, субъекту РФ или государственному органу. При возникновении такой ситуации оценка имущества является обязательным условием для проведения сделки. То же самое касается, если происходит продажа муниципального имущества или отчуждение какой-либо части.

В действующем законодательстве отсутствуют обязательные условия при реализации гос имущества через торги. Но это действует только тогда, когда организатор не попадает под условия закона «О приватизации» или под антимонопольное законодательство. Если организатор не относится к категории ФГУП, то он может заключить с покупателем договор, основываясь на главе 30 ГК РФ.

В остальных случаях следует придерживаться ст. 447 ГК РФ. Договор заключается после подведения итогов торгов, и с тем лицом или организацией, которое стало победителем. Организатором выступает собственник, или лицо, имеющее право на его реализацию государственного имущества. Согласно действующему законодательству представлять интересы победителя могут нотариус, специальная организация или другой представитель. Для подтверждения полномочий представляется договор о сотрудничестве между указанными лицами.

Стоит учитывать, что в законодательных актах может присутствовать информация, что реализация государственного имущества может осуществляться только при проведении торгов по продаже движимого имущества.

Как проводятся торги

Любые торги по продаже движимого имущества регламентируется законодательством. Существуют два варианта регулирования:

  1. Если в торгах принимают участие государственные учреждения (кроме ФГУП), то учитываются ст. 447 и 448 ГК РФ;
  2. Если участником является ФГУП, то следует учитывать 67 приказ ФАС от 10 февраля 2010 года.

Существует два основных вида: проведение аукциона или определение победителя в конкурсе. Могут быть реализованы другие варианты, но они не должны противоречить действующему законодательству.

Если реализация проводиться как аукцион, то победителем считается лицо, предложившее самую большую цену. Если торги реализуются в виде конкурса, то решать доверено конкурсной комиссии, назначенной организатором. Решение комиссии должно основываться на предложении лучших условий.

Если в законодательстве не указана обязательная форма, то решение, какой вариант использовать, предоставляется организатору. Обычно выбирается аукцион, так как эта форма более понятна для большинства участвующих.

Если в законодательстве не указано, какие варианты оповещения использовать, то придерживают правила, что организатор публикует соответствующую информацию за тридцатидневный срок до проведения торгов.

Организатор может отказаться от проведения аукциона, но это должно случиться не позднее, чем за три дня до его проведения. Если торги будут проводиться в виде конкурса, то срок для отказа увеличивается до тридцати дней.

Если организатора отказался от проведения торгов с нарушением установленных сроков, то участники вправе требовать возмещения ущерба от организатора, которые он должен возместить. Стоит сразу отметить, что возможность такого развития событий минимальна.

В отношении ФГУП действуют более жесткие правила. Например, публикация извещение привязывается дате, когда оканчивается возможность подачи заявок. Минимальный срок между публикацией и окончанием приема заявок должен составлять не менее двадцати дней.

Но вместе с этим, при организации торгов следует учитывать 67 приказ ФАС. Отказаться от проведения аукциона можно только за пять дней до момента, когда разрешается подавать заявки.

Если торги по продаже движимого имущества проводятся согласно статьям 447 и 448 ГК РФ, то требуется публикация извещение о предстоящем мероприятии.

Стоит учитывать условия ст. 448 ГК РФ. Если отсутствуют другие требования, то организатор должен опубликовать информацию о торгах за тридцать дней до установленной даты. В представленной информации указываются сведения о месте, дате и времени проведения мероприятия, описание лота и о наложенном обременении, если оно присутствует. Дополнительно должна присутствовать информация о правилах проведения торгов, как оформляется участие, по какому принципу определяется победитель, и о начальной стоимости. В публикации должны быть предоставлены сведения об условиях заключения договора с победителем.

ФГУП, кроме обязательной публикации извещения предоставляет документы об аукционе и прикладывает проект договора.

Если для участия требуется внесение задатка, то такая информация должна присутствовать в публикации.

Участники обязаны выполнить требования, присутствующие в извещении. Если требуется внесение задатка, то участники обязаны это сделать в полном объеме и указанные сроки. Если торги по продаже движимого имущества не состоялись, то участникам возвращается задаток в полном объеме. Если продажа муниципального имущества состоялась, но участник не стал победителем, то он также получает обратно задаток.

К победителю аукциона действуют другие правила. Оплаченный задаток принимается как частичную оплату обязанностей по будущим обязательствам. При необходимости, если это не противоречит законодательству, обязательства участников могут быть дополнены независимыми гарантийными обязательствами.

После мероприятия, организатор и победитель, подписывают протокол торгов. Подписанный обоими участниками протокол приравнивается к официальному договору.

Если кто-то отказывается подписать протокола, то он возмещает другой стороне причиненные убытки.

Согласно законодательству заключить договор можно только вместе с момента окончания торгов. Если организатор отказывается или пытается уклониться от подписания, то другая сторона имеет может подать иск в судебные органы и потребовать принудить организатора к заключению договора. Дополнительно победитель имеет право предъявить претензии по возмещению понесенных убытков, если они связаны с действиями организатора.

В отношении ФГУП алгоритм немного другой. Протокол не признается договором, а считается предпосылкой для дальнейшего подписания договора между сторонами. Но существует небольшое ограничение. Он подписывается сторонами только спустя десять дней после публикации итогов торгов.

Где следует разместить извещение

Организатор должен опубликовать информацию на официальном странице, располагающийся по адресу www.torgi.gov.ru. В публикации указываются основные положения и предоставляется ссылка на ресурс организатора, на котором должна присутствовать полная информация, как будут проводиться торги.

Дополнительно, кроме официальных мест, существуют собственные сайты учреждений, на которых можно продублировать информацию. Размещение на них не считается обязательным к исполнению, но рекомендуется для подтверждения открытости проведения мероприятия. Организатор вправе самостоятельно принять решение о дополнительных способах публикации извещения о том факте, что будет проводиться продажа муниципального имущества.

До принятия постановления Правительства No 909 от 10 сентября 2012 года существовала абсурдная ситуация. Если смотреть на вопрос с формальной точки зрения, то размещение сведений, что будет осуществляться продажа муниципального имущества государственными и муниципальными учреждениями на официальной странице не требовалось. Но соответствующие дополнения и изменения позволили изменить ситуацию. Теперь публикация извещения о реализации государственного имущества обязательна не только для ФГУП, но и для всех остальных структур.

Торги на электронных площадках

В действующем законодательстве нет никаких запретов на проведение электронных торгов. Но при этом, нет никаких нормативов, принятых на законодательном уровне, как и по каким правилам, они проводятся. Соответственно действующего алгоритма проведения торгов при продаже имущества не существует. Но как бы ни было, они не запрещены и соответственно многие государственные и муниципальные учреждения практикуют электронный вариант и проводят торги по продаже движимого имущества. И этому факту есть обоснование.

Кроме того, что информация представлена в широком доступе и соответствует принципам открытости и прозрачности, существует две положительные стороны электронных торгов:

  1. Не требуется приглашение аукциониста или секретаря комиссии. Для обычного проведения аукциона могут потребоваться приглашенные люди, которые будут проводить мероприятие. Дополнительно может потребоваться программное обеспечение, которое рассчитало бы шаг аукциона и другие действия. В электронном варианте продажа муниципального имущества осуществляется без приглашения посторонних лиц, и сайт автоматически предоставляет необходимые сведения. Для определенной категории бюджетных организаций это является несомненным плюсом;
  2. Отсутствует или, по крайней мере, уменьшается риск непредвиденных и спорных ситуаций между участниками. Все возникшие вопросы и непредвиденные ситуации находятся в компетенции операторов торговых площадок.

Но вместе с тем, электронные торги обладает определенными отрицательными сторонами:

  1. Необходимо понимать, что в законодательстве отсутствует нормативные акты и действующий алгоритм проведения торгов при продаже имущества, способный регламентировать реализацию государственного имущества через электронные торги. Поэтому при публикации извещения следует указывать ссылку, на котором представлен регламент электронной площадки и предоставить сведения о правилах выбора победителя;
  2. Некоторые электронные площадки желая больше заработать, могут использовать невнимательность участников, и связать стоимость своих услуг со стоимостью совершенной сделки. Один или два процента, казалось бы, немного, но когда реализация государственного имущества будет достигать большого значения, то потенциальный покупатель может отказаться от участия в торгах. Не желая отдавать лишние деньги. Стоит учитывать, что при таком варианте, недобросовестные операторы могут ввести подставных участников, которые будут поднимать стоимость, накручивая вознаграждение оператору. Поэтому при выборе оператора рекомендуем обратить внимание на вознаграждение оператора и старайтесь выбрать оператора с фиксированной стоимостью торгов.
  3. Большинство ЭТП используют типовое программное обеспечение. Пускай это не признается, но торги часто происходят в тестовом режиме, и никто не застрахован от возникновения задержек или остановки торгов. Причина неприятностей довольно проста. Оператор электронной площадки обычно не имеет в собственном штате сотрудников службы поддержки и соответственно, в случае возникновения нестандартных ситуаций, ему приходится обращаться к разработчику. Но это не всегда возможно и оператор не может экстренно связаться с ним и решить проблему. Самый банальный вариант. Это разница во времени, когда сотрудники разработчика отсутствует на рабочем месте и не могут помочь.

Ну и напоследок рассмотрим еще один вопрос.

Имеют ли возможность ФГУП продать имущество, не нарушая 67 приказ ФАС, используя электронные площадки

При ответе на этот вопрос необходимо понимать, что продажа муниципального имущества на таких площадках законодательством не регламентирована. А 67 приказ ФАС – это, по сути, калька закона No 44-ФЗ. Многие учреждения в качестве проверки и тестирования возможности используют данный вариант. Но стоит учитывать, что для соответствия 67 приказу ФАС необходимо подготовить соответствующую документацию и предоставить ссылку на регламент электронной площадки.

Проведение торгов в электронном виде наводит еще на один вопрос. Если реализация гос имущества проводится в электронном виде, то требуется ли размещать соответствующее извещения на официальном ресурсе www.torgi.gov.ru.

Публикация обязательна только для ФГУП. Если участник не относится к этой категории, то размещать публикация на странице не обязательно. Но тут в дело вступает принцип открытости, как проводятся торги по продаже движимого имущества совершенных сделок. Мы рекомендуем опубликовать извещение. Не стоит забывать, что в законодательстве четко указано, что необходимо опубликовывать извещения о проведении торгов в печатном издании. Такое требование обязательно для исполнения, независимо от места проведения торгов. Будут они проходить «в живую» или будет использоваться электронная площадки, значения не имеет.