Большинство действий юридического лица попадают под тот или иной законодательный акт. Прекращение деятельности обособленного подразделения не является исключением. Если юридическое лицо решило прекратить деятельность простого обособленного подразделения, то в соответствии с абзацем 3 подпункта 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ оно обязано сообщить об этом факте в территориальную налоговую инспекцию. Рекомендуем поставить в известность инспекцию в течение трех дней после принятия решения или ликвидации стационарных рабочих мест.

Обоснование

С одной стороны в законодательных актах присутствует информация, что уведомление налоговой инспекции о закрытии простого обособленного подразделения должно произойти в течение трех дней, с момента прекращения деятельности через подразделение.
Но с другой стороны возникают вопросы, которые требуют уточнения.

  1. Что подразумевается в законодательных актах под словосочетание «прекращение деятельности через подразделение»;
  2. С какого момента начинается отсчет трехдневного срока.

Прекращение деятельности организации через обособленное подразделение

Если принимать в расчет законодательные акты, то факт принятия решения о закрытие обособленного подразделения, не является подтверждением и доказательством, что подразделение прекратило свою деятельность. Например, для закрытия филиала или представительства решения о закрытии достаточно.
В законодательстве можно найти два факта, которые подтверждают, что организация действует через обособленное подразделение:

  1. Адрес подразделения отличается от местонахождения организации;
  2. По адресу обособленного подразделения присутствуют стационарные рабочие места.

Анализируя данные, можно с уверенностью сказать, что при нарушении или несоответствии указанным параметрам, факт существования обособленного подразделения можно считать оконченным. Например, если договор аренды окончил действие или в соответствии с законодательством, указанный договор был расторгнут, то это является основанием считать, что обособленное подразделение прекратило деятельность. Или другой вариант, когда сотрудники подразделения были уволены или переведены на другое место работы.
Если разобраться, то второй вариант предпочтителен. Во-первых, если нет арендованного помещения, то факт существования стационарных рабочих мест минимален, что соответственно является основанием для отказа в постановке на налоговый учет. Во-вторых, перед тем как «избавится» от стационарных рабочих мест, организация решает кадровые вопросы с увольнением или дальнейшим трудоустройством персонала. И только после разрешения вопросов с работниками, организация приступает к вопросу разрешения проблем с арендодателем.
Но тут есть другой вариант, если организация не арендует помещение, а является владельцем недвижимости. В этом случае присутствует другое решение – ликвидация стационарных рабочих мест. Если существует подтверждение отсутствия стационарных рабочих мест, то доказать деятельность подразделения практически невозможно.

Порядок исчисления срока

Если законодательство не предусматривает других вариантов, то исчисление срока ведется в рабочих днях. Если в постановлении или другом акте говорится о пяти днях, то значит необходимо принимать в расчет именно рабочие, а не календарные дни.

Вывод

Независимо от сопутствующих факторов и возможностей, организация обязана сообщить о прекращении деятельности обособленного подразделения в течение трех дней, после принятия решения. Стоит особое место уделить тому факту, что уведомление должно быть отправлено по местонахождению подразделения, а не по месту регистрации организации.
Если рассматривать практику, то порядок действий выглядит следующим образом.
Первоначально проводятся мероприятия по закрытию или ликвидации обособленного подразделения. Затем проводится расформирование или увольнение существующего штата сотрудников. Это может быть как увольнение, так и перевод на другое место работы. В течение трех последующих дней руководитель организации или подразделения информирует соответствующие органы о закрытии обособленного подразделения.
После получения сообщения, в течение десяти дней налоговая инспекция должна решить вопрос о снятии организации с налогового учета. Единственное уточнение: истечение десяти суток может начинаться с момента окончания налоговой проверки.

Вопрос: Если у организации возникла необходимость закрытия обособленного подразделения, должна ли она ставить в известность фонды социального или пенсионного страхования?

Ответ

Нет, это не требуется. Раньше действительно было необходимо ставить в известность указанные фонды, но с 1 января 2015 года такие требования отменили.

Обоснование

Ранее, в соответствии с действующими законодательными актами, требовалось в письменной форме уведомлять Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о закрытии обособленного подразделения. Именно эти структуры контролируют уплату страховых взносов.
В адрес каждой организации требовалось отправить уведомление о закрытии подразделения. Организация, которая закрывала подразделения, была обязана в течение месяца предоставить данные о закрытии. Если это не происходило, то на организацию могли взыскать штраф в размере двухсот рублей за каждое не представленное уведомление. В законе не было указано, в каком формате должен был представлен документ, и поэтому мог подаваться в свободной форме.
С начала 2015 года начали действовать новые правила и требования и в связи с этим необходимость отправлять уведомление и ставить в известность Пенсионный фонд и Фонд социального страхования отпала.