Стабильное экономическое состояние нашего государства подталкивает иностранные компании на создание своих филиалов на территории нашего государства. Часто регистрируются самостоятельные компании.

Многие созданные компании не хотят заниматься поиском рабочей силы на месте. Они имеют большой опыт по привлечению иностранцев для работы. После приглашения прибывший гражданин обязан провести ряд мероприятия по регистрации. В реализации установленных требований должна присутствовать принимающая сторона. Ее обязанности может выполнять юридическое и физическое лицо. В отношении каждого лица предъявляются свои требования. Регистрацию и выдачу соответствующих разрешений осуществляют соответствующие органы.

Российское законодательство в вопросах учета граждан отталкивается от Федерального закона No109-ФЗ от 18июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон о миграционном учете). По закону иностранные граждане, прибывшие в нашу страну должны выполнить необходимые мероприятия в строго установленные сроки.

Например, иностранец, прибывший по деловой визе, следуя подпункту 2 пункта 2 ст.20 Закона о миграционном учете должен встать на учет в течение семи суток. Но существует небольшой нюанс. Если он обладает статусом высококвалифицированного специалиста, то время регистрации увеличивается до девяноста дней, начиная с даты прибытия человека в нашу страну (п. 4.1 ст. 20 Закона о миграционном учете).

Если иностранец владеет собственной квартирой и он живет в ней, то по российскому законодательству он имеет право выступать как принимающая сторона. Но это правило действует только по отношению к себе. В остальных случаях принимающей стороны должен быть гражданин, с которым заключен договор аренды жилого помещения (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете.)

Проблемы постановки на миграционный учет

В ходе проведения мероприятий по постановке иностранного гражданина на миграционный учет могут возникнуть определенные трудности. Основной проблемой можно считать обращение внимания сотрудников миграционной службы только на административный регламент. В некоторых случаях они игнорируют федеральные законы и международные договора, которые обладают большей силой. Вторая ключевая проблема – это запрашивание документов, которые в соответствии с российским законодательством, для постановки на миграционный учет не требуются.

Для подтверждения такой ситуации можно привести пример по приему гражданина Армении на работу. В соответствии с необходимыми требованиями, работодатель представил в районную службу уведомление о заключении договора. Сотрудник миграционной службы отказался принимать уведомление, ссылаясь на тот факт, что поле с данными в документе были пустыми.

Сотрудник пытался доказать, что следуя внутреннему регламенту МВД, эти поля должны быть заполнены. Сотрудника не принимал в расчет существующие законы, а частности игнорировал п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая 2014 года. В нем указывается, что граждане Армении, страны входящей в ЕАЭС, могут быть освобождены от регистрации в течение тридцати суток с момента прибытия в Россию. Это означает, что иностранец, прибывший из Армении, не обязан регистрироваться только для того, чтобы бы подать уведомление о заключении с ним трудового договора.

Вторая проблема, которая может возникнуть при регистрации — это ситуация, когда со стороны сотрудников миграционной службы возникает желание получить дополнительные документы не указанные в законодательных актах и не подтвержденные российскими законами. Подобная ситуация обычно возникает, если в качестве другой стороны выступает юридическое лицо.

Среди всего многообразия требуемых дополнительных документов особой популярностью пользуются уставные документы организации, договора аренды на офис, приказ о приеме на работу иностранца. Некоторые сотрудники миграционной службы начинают требовать приказ о приеме на работу директора или лица, которое подписало документ о прибытии или заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что если в качестве принимающей стороной выступает физическое лицо, то требование подобных документов может показаться абсурдным.

Иногда инспектора начинают требовать личного присутствия иностранца, в отношении которого проводится регистрация. Если им ответить, что такой возможности нет, то они сразу начинают требовать предоставить оригиналы документов иностранца. В частности это касается паспорта с российской визой, миграционной карты и разрешения на работу. Свои требования они аргументируют проверкой законности намерений.

Стоит сразу сказать, что такие требования незаконны. При предъявлении подобных требований, человеку приходится доказывать незаконность требований инспекторов, ссылаясь на существующие законодательные акты (п. 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительством РФ No9 от 15 января 2007 года).

Не будем отрицать, что при определенном упорстве, правильном аргументировании, и ссылках на законодательные акты, обычно удастся доказать свою правоту. После предоставления доказательств, у сотрудника миграционной службы пропадает желание требовать дополнительные документы для регистрации.

Стоит отметить, что проблемы при регистрации иностранца возникают не только по причине неправомерных действий соответствующих государственных органов. Довольно часто может возникнуть ситуация, когда принимающая сторона уклоняется от выполнения своих обязательств и договоренностей. Основная причина уклонения в большинстве случаев происходит из-за незнания существующих законодательных актов и непонимания сложившейся ситуации. Многие граждане предполагают, что после оформления регистрации, иностранец будет иметь право постоянно находится в помещении без каких-либо ограничений.

Если по какой-то причине принимающая сторона отказывается в выполнении своих обязательств, то иностранец обязан обязательно сообщить о случившемся факте, а органы, контролирующие миграционную сферу. Нарушение должно быть зарегистрировано и запротоколировано. Фиксация нарушения поможет избежать административных взысканий в отношении иностранца.

Но стоит понимать, что подобные действия со стороны иностранца могут стать причиной конфликта между ним и арендодателем. В конечном варианте даже небольшая ссора может стать причиной разрыва договорных обязательств по договору аренды помещения. Для избежания конфликта и дальнейших негативных последствий необходимо поговорить с арендодателем и объяснить условия регистрации и дальнейшего проживания иностранца.

Ответственность за нарушения

В законодательстве за отсутствие или нарушение регистрации предусмотрено административное наказание. За такие деяния налагается штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Дополнительно может быть принято решение о выдворении из страны. В большинстве случаев на нарушителя накладывается только штрафом. Покидать пределы страны, проверяющие органы не требуют. Для городов Москва и Санкт-Петербург, а также Московской и Ленинградской области, размер штрафа увеличен по сравнению с другими регионами. Он составляет от 5 до 7 тысяч рублей. Отправка из страны остается на усмотрение соответствующих органов.

Если иностранец официально оформлен и осуществляет деятельность, то при повторном нарушении его разрешение могут аннулировать. Если потребуется продление, то миграционные службы вправе отказать в разрешении (п.7 ч.9 статьи 18 Федерального закона No115-ФЗ от 25 июля 2002 года). При аннулировании разрешения или отказе в продлении, то наступает момент, когда рабочая виза иностранца также аннулируется.

Существующая статистика показывает, что наиболее распространена фиктивная постановка на миграционный учет. Подобные правонарушения в соответствии с законодательством предусматривают серьезное наказание. Чтобы не понести наказание следует понимать, что подразумевается под фиктивной регистрацией.

Фиктивная регистрация реализуется, когда принимающая сторона не предполагает предоставлять иностранцу помещение для дальнейшего пребывания. Со стороны иностранца фиктивный вариант осуществляется, когда он не намерен находиться по указанному адресу.

Необходимо помнить, что компания не может реализовать мероприятия по учету, если иностранцы не планируют заключать трудовой договор с этой организации. Данная информация указана в примечании 1 к статье 323.3 УК РФ. В уголовном кодексе предусмотрено наказание за фиктивную постановку. В зависимости от тяжести преступления наказание может иметь разную степень. Среди видов наказаний можно отметить следующие: штраф от 100 до 500 тысяч рублей или зарплата за три года, отправка на принудительные работы (до 3 лет), лишение свободы (до 3 лет). Дополнительно в отношении подсудимого может быть принято решение о запрете занимать руководящие посты или осуществлять некоторые виды деятельности.

При обнаружении, что фиктивная постановка на учет осуществлялась по адресу юридического лица, то к ответственности будет привлечен человек, который подписал соответствующий документ.

Если внимательно просмотреть судебные дела по фиктивной постановке на учет. То можно обнаружить людей, которые осуществляли постановку не одного или двух человек, а оформляли целые группы, состоящие из нескольких десятков граждан. В большинстве случаев, при обнаружении правонарушения одним и тем же человеком, на него выписывался штраф. Учитывая тот факт, что они после судебного разбирательства не отправлялись в места лишения свободы, стоит отметить, что у человека все равно оставалась судимость.

Но с учетом представленных сведений нельзя считать, что граждане намеренно осуществляют фиктивную постановку на миграционный учет. Если взять общее количество правонарушений, то большая часть граждан совершили противозаконные действия по не знанию законов. Многие стали жертвами «ушлых» иностранцев, которые войдя в доверие, попросили помочь в трудной ситуации. Как правило, при рассмотрении в суде таких случаев, человек не привлекается к уголовной ответственности. Суд при рассмотрении учитывает сложившиеся обстоятельства, и если обвиняемый сотрудничал со следствием, выносит оправдательный приговор.

В качестве примера можно представить судебный процесс, который вел мировой судья судебного участка 74 Клинского судебного района. В ходе рассмотрения выяснилась информация, что подсудимый, хотя и совершил правонарушение, но сотрудничал со следственными органами. Он дал признательные показания, без каких-либо препятствий пропустил сотрудников полиции в помещение и подробно рассказал о случившемся факте. В ходе проведения следственных мероприятий не скрывал информацию, рассказал о мотивах своего поступка, указал дату и время. Указанные действия квалифицировались как активная помощь следствию. Учитывая сотрудничество со следствием, мировой судья освободил подсудимого от уголовной ответственности.

В качестве контраргумента можно привести другой пример, который доказывает, что даже содействие правоохранительным органом иногда не является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

В Подольском суде рассматривалось дело о фиктивной постановке на миграционный учет. Адвокат делал акцент в своей защите, что подозреваемый добровольно дал разрешение на осмотр помещения и способствовал раскрытию преступления. Но мировой судья не принял доказательства. Свои действия он аргументировал тем фактом, подсудимый неоднократно привлекался к ответственности за совершение подобных преступлений. Судья указал, что подсудимый не исправился и продолжал совершать преступления. Согласно приговору Мирового судьи Подольского судебного района Московской области No1-19/2016 от 21 июня 2016 года подсудимый не был оправдан, и получил реальный срок.

Изменения в законодательстве

Привлечение иностранцев в качестве рабочей силы заставляет российское законодательство усилить контроль над иностранными гражданами. Так в середине 2018 года в законодательство были внесены поправки, которые кардинально изменили существующие требования.

До внесения поправок можно было оформить регистрацию по юридическому адресу компании. Теперь же иностранец обязан зарегистрироваться по адресу, где будет проживать. Такое нововведение заметно усложнило процесс регистрации.

Организации не могут регистрировать по своему адресу, а лица, которые сдавали помещения в аренду отказываются от заключения договора, боясь, что прибывшие граждане будут жить по адресу, указанному в договоре.

Принимая такую поправку, законодатели пытались бороться с «резиновыми офисами». До внесения поправок, компания могла зарегистрировать любое количество иностранцев. Очень часто возникали ситуации, когда люди не заключили трудовой договор с этой компанией и не были оформлены на работу как работники. Но, к сожалению, стоит заметить, что поправка сработала не столько по отношению к аферистам, а серьезно коснулась компаний, которые выполняли все требования законодательства.

В конце 2019 года на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект, который мог бы значительно упростить процедуру регистрации. В законопроекте предлагается разрешить отправку электронных вариантов. В качестве связующего звена должен выступать портал государственных и муниципальных услуг. После получения информации, сотрудники миграционной службы будут отправлять отрывную часть, заверенную ЭЦП адресату по электронной почте. После получения, ее можно распечатать и вручить иностранцу. В случае принятия законопроекта и вступления в законную силу поправки значительно уменьшает время регистрации, и предотвратят требования отдельных сотрудников по предоставление дополнительных документов.

В проекте законопроекта присутствует отдельная глава относительно ситуации. Когда арендодателями выступают иностранцы. Наличие собственности в России не обязывает иностранцев постоянно пребывать в нашей стране. Большую часть времени они проводят у себя на родине или в других местах. Использование электронных средств связи позволит арендодателю провести регистрацию не въезжая в страну.

Итоги

Процедура миграционного учета требует тщательной проработки и выработки единого варианта постановки на учет. Это позволит облегчить работу миграционных служб и поможет осуществлять полный контроль по регистрации иностранцев. Стоит отметить, что законодатели должны обращать внимание не только на усиление контроля, но и постараться привести процедуру постановки к такому варианту, когда он будет удобен не только сотрудникам миграционной службы, но и тем людям, которым действительно нужна регистрация.